Одесских прокуроров и судей заставляют за полтора месяца рассмотреть 900 уголовных дел по старому Уголовно-процессуальному кодексу. ОТКАТ выяснил, что такая спешка ударит по невиновным и сыграет на руку коррупционерам.
Приказали «подтянуть хвосты»
Суды Одессы и области до сих пор продолжают слушать дела, поступившие к ним до 20 ноября 2012 года — момента вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса. Эти дела рассматриваются медленно, и в Генеральной прокуратуре, по данным источников ОТКАТа, очень обеспокоены неторопливостью обвинителей.
Две недели назад в Апелляционном суде Одесской области состоялось совещание под руководством председателя суда Анатолия Луняченко, который призвал глав судов поторопить подчиненных и «подтянуть хвосты» до 1 апреля 2014 года. В областную прокуратуру спустили аналогичную директиву: справиться со старыми делами за полтора месяца. Всего, говорят в надзорном ведомстве, таких дел по Одесской области около 900. Например, в Киевском районном суде Одессы (который считается самым дисциплинированным благодаря стараниям председателя) старых дел около десятка, меньше всего порядка в Приморском районном суде, который является одним из самых больших в Украине: там предстоит вынести приговоры по 95 уголовным делам. В Суворовском и Малиновском судах — по 30 «висяков».
Всех — на нары
По мнению адвоката по уголовным делам Сергея Маковецкого, такая спешка судей и прокуроров не происходит в интересах правосудия, и ее результатом в большинстве случае станет обвинительный приговор. Ведь для того, чтобы осудить человека и выйти на приговор по старому УПК, нужно соблюсти все формальности, а времени на это нет.
Сделка с преступниками
По мнению адвоката, происходящее сыграет на руку тем, кто действительно виновен. В такой спешке судьи и прокуроры будут предлагать подсудимым компромисс: они признают вину, помогают раньше закончить процесс, а взамен получают поблажку в виде более мягкого наказания. Иногда подстражные сами передают судье свое намерение признать вину и ускорить процесс, поскольку пребывание в колонии комфортнее, чем в «крытой» системе СИЗО, где жизнь протекает в маленьких камерах, и нечем себя занять. Переговоры, как правило, ведутся через защитника. Многие подстражные, которые не могут себе позволить платного адвоката и не доверяют бесплатному, предоставленному государством, сами ведут переговоры даже через конвойных.
Также явную выгоду получат подсудимые, проходящие по коррупционным и должностным статьям: взятка, злоупотребление служебным положением, служебный подлог. Ради ускорения процесса прокуратура может предложить таким подсудимым переквалификацию на менее тяжкую статью.
«В некоторых случаях наказание по коррупционным правонарушениям — от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. А после переквалификации ты получаешь штраф, а еще через год судимость и вовсе погашается. Кто не согласится на такие условия?», — говорит Маковецкий.
Давление не невиновных
Самая сложная ситуация — у тех, чей срок содержания под стражей приближается к санкции статьи, которая им вменяется. Если человек не признает свою вину, его причастность не подтверждается в судебном следствии, то ускорить процесс невозможно, пока не будут исследованы все доказательства. Только после этого судья (если он более-менее порядочный) может отправить дело на дополнительное расследование, посчитав невозможным установить истину в суде при таком объеме доказательств. В свою очередь обвинитель может забрать дело на ДС на любом этапе судебного слушания, но такое происходит крайне редко: прокурор вполне естественно не видит противоречий с обвинительным заключением и требует наказать «преступника». На подсудимых оказывается давление. Понимая, что время, проведенное время под стражей, никто не компенсирует, невиновные часто вынуждены признавать свою вину.
Именно такие дела составляют 70% от упомянутых 900. «Если у них (прокуроров. — Прим. авт.) было бы все хорошо с доказательной базой, то эти дела так долго не тянулись бы», — отмечает Маковецкий. Судьба подсудимых, которые проходят по таким делам, зависит от их личной выдержки и настойчивости. Если суд решит отправить старое дело на ДС, то во второй раз оно будет рассматриваться по новому УПК и гораздо быстрее.
«Нельзя толкать судей на заведомые процессуальные нарушения, — подчеркивает адвокат. — Иногда они вынуждены искать компромисс вразрез фактическим обстоятельствам: придумать некую фабулу обвинения, чтобы оно хотя бы внешне «налезло» на другую статью. Но это в том случае, если лицо согласно. Но каждый имеет право не признавать свою вину и требовать рассмотреть дело по существу, и ни судья, ни прокурор не могут сопротивляться».
Прямая речь
ОТКАТ пообщался с несколькими находящимися в Одесском СИЗО подсудимыми, дела которых не первый год слушают по старому УПК. Ничего хорошего от грядущей спешки они не ждут.
Игорь, обвиняется в изнасиловании, утверждает, что он невиновен.
«Я катаюсь на суды уже более двух лет. На меня и еще трех человек, в том числе женщину, написала заявление моя знакомая, чтобы отомстить. Она утверждает, что мы ее изнасиловали. В деле нет ни свидетелей, ни экспертиз, ни других доказательств, кроме заявления самой потерпевшей. В суд она не является. Меня могут месяцами держать в «конвойке» суда и не заводить в зал, заседания бесконечно переносят, никаких перспектив оправдательного приговора я не вижу. И судья, и прокурор враждебно настроены по отношению ко мне, мои доводы никто не выслушивает, дело просто «застряло» в мертвой точке. Мне ничего не остается, как признать свою вину. Этого они и ждут».
Вячеслав, обвиняется в убийстве своей сожительницы. В Суворовском РОВД подвергался пыткам, после чего частично утратил слух, и с ним случился сердечный приступ. Судья Суворовского суда Журик, не исследовав даже орудие преступления, назначил Вячеславу в 2013 году срок в виде 9 лет лишения свободы, приговор отменил Апелляционный суд.
«Никаких шансов, что меня оправдают, нет. В деле фигурирует орудие убийства, которое потеряли сотрудники милиции. Понятые — санитары скорой помощи — признаются, что подписали протоколы по просьбе милиции. Мне предлагают переквалификацию на тяжкие телесные повреждения вместо умышленного убийства, но я должен признать свою вину. Если отправят дело на ДС, из-под стражи меня никто не выпустит. Я не знаю, как быть»
Наталья, находится в СИЗО 4 года по обвинению в мошенничестве. За все время ни разу не осудили в первой инстанции, дело несколько раз отправляли на ДС. Прокуратура строит обвинение только на показаниях потерпевших.
«Я могу признать вину и выйти по «отсиженному», но тогда я вынуждена буду выплачивать сумму иска потерпевшим. Почему я должна это делать, если я невиновна? Денег у меня нет».
Резонансное дело экс-милиционера Виктора Дьякова, которого в Приморском суде судит коллегия по ч. 2 ст. 115 УК (умышленное убийство), рассматривается также по старому УПК. В суде не исследована масса доказательств, в том числе видео, на котором видно, как Дьяков наносит смертельные удары Дмитрию Санду. Перспективы завершить процесс до 1 апреля и даже до 1 мая нет. Это одно из тех дел, в которых спешка невозможна, считает адвокат Дьякова Маковецкий.
В завершение добавим, что после вступления в силу нового УПК количество оправдательных приговоров в Украине снизилось с 0,17 % (в 2012 году) до 0,13% (в 2013 году). При этом, к примеру, в государствах Европейского Союза оправдывают от 5 до 10% подсудимых.
Автор — Вера Запорожец
Май 30, 2020 18:36 ВСУ отказал в передаче Дела завода «Краян» в Одессу |
|
Май 30, 2020 17:05 Возле железнодорожного вокзала зарезали мужчину (ФОТО) |
|
Май 30, 2020 16:25 Присвоила участок земли стоимостью 7,8 миллиона: руководитель предприятия предстанет перед судом |
|
Май 30, 2020 14:45 В Одессе установлен памятник погибшим воинам АТО и ООС (ФОТО) |
|
Май 30, 2020 13:12 Сбил мотоциклиста и уснул: в Одессе пьяный наставник юристов совершил ДТП |
|
Май 30, 2020 11:46 Как получить компенсацию утраченного заработка за время изоляции от COVID-19? |
|
Май 30, 2020 10:18 Подробности жестокого убийства семейной пары в Шабо |
|
Май 30, 2020 09:17 В Одесской области почти три часа тушили масштабный пожар в частном доме (ФОТО) |