Новости Одессы


    Ассоциация с ЕС: плюсы и минусы

    Июнь 30, 2014 10:43

    Украина подписала вторую часть Соглашения об Ассоциации с ЕС — экономическую.

    Главным предметом соглашения является либерализация торговых отношений с Европейским Союзом.

    130703002_EU-Ukraine

    Соглашение представляет собой документ в 1000 страниц, описывающий не только порядок ведения торговли между Украиной и странами Евросоюза, но и усиление сотрудничества в сфере юстиции, свободы и безопасности.

    «Соглашение это не только документ о торговле. Он об управлении экономикой в целом, — отмечает Эндрю Расбаш, руководитель программ сотрудничества при Представительстве Европейского Союза в Украине. — Он дает и некоторые очевидные преимущества, такие как защита прав потребителей в соответствии с европейскими требованиями, но главным образом он повлияет на бизнес и способ его управления».

    Так, второй раздел описывает политический диалог между странами и реформы, укрепление международного мира, в частности, путем имплементации Римского устава Международного уголовного суда, предупреждение конфликтов, нераспространение, разоружение и контроль вооружения, борьбу с терроризмом.

    В третьем разделе прописываются принципы миграционного менеджмента, защиты персональных данных, утверждение судопроизводства и повышение его эффективности.

    В четвертом разделе поднимается вопрос торговли. Предполагается создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ЗСТ). Отдельно рассматриваются вопросы о торговле товарами, инструментах торговли, таможенным вопросам. Уделено особое внимание правилам происхождения товаров, торговым отношениям в энергетической сфере, началу предпринимательской деятельности, торговле услугами, электронной коммерции, антимонопольным мерам, госпомощи, защите прав интеллектуальной собственности, госзакупкам, урегулированию споров и механизму посредничества.

    Отдельным, пятым разделом проходят вопросы об экономическом и секторальном сотрудничестве, где описываются цели, направления и формы сотрудничества в 28 сферах: энергетика, макроэкономика, управление публичными финансами, налогообложение, статистика, окружающая среда, транспорт, космос, исследования и развитие, промышленная политика, добывающая и металлургическая отрасли, финуслуги, корпоративное право и управление, туризм, сельское хозяйство и так далее.

    Тут определен перечень, этапы и сроки имплементации правовых актов ЕС, которые обязуется принять Украина. Это больше 300 регламентов и директив. Сроки составляют от 2 до 7 лет с момента вступления в силу соглашения. Украина уже начала принимать необходимые поправки в законодательство, например принятие Верховной Радой закона о метрологии и стандартизации.

    Кроме того, экологическая политика ЕС предписывает Украине внедрить 31 директиву по охране окружающей среды. Документы предполагают идентификацию зон приоритетных действий по обеспечению чистоты воздуха, разработку системы по информированию общественности о состоянии чистоты воздуха, улучшение качества бензина, дизтоплива, запрет топлива, содержащего свинец, уменьшение выбросов от хранения бензина и нефти, производство безопасных лаков и красок.

    Шестым разделом идет предотвращение и борьба с мошенничеством, коррупцией и другой нелегальной деятельностью, а также прописывается, каким образом ЕС будет помогать Украине в этой области.

    Финальный раздел описывает создание новых необходимых институтов: Совета ассоциации, Комитета ассоциации, Парламентского комитета ассоциации, Платформы гражданского общества.

    В марте 2007 года Европейский Союз и Украина начали переговоры о заключении нового усиленного соглашения, которое бы заменило действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Позже этот документ было решено назвать Соглашением об ассоциации. Уникальность его заключается в том, что его неотъемлемой частью является положения о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Они призваны обеспечить тесную экономическую интеграцию Украины и Евросоюза. Ведь предусмотрена не только существенная либерализация собственно торговли, то есть устранение тарифов и квот, но и гармонизация законодательства и нормативно-регуляторной базы. При надлежащей имплементации глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли должна создать практически такие же условия для торговли между Украиной и ЕС, которые имеют место в торговли внутри Союза.

    На ЕС приходится около трети внешней торговли Украины. В 2013 году украинский бизнес экспортировал в страны ЕС продукции на 13,8 млрд евро. Исходя из объема экспорта, его структуры и размеров отмененных пошлин, потенциальная экономия украинских производителей от внедрения АПТР (автономный преференциальный торговый режим), составит примерно 487 млн евро.

    Дополнительные экспортные возможности важны для Украины в условиях экономического спада и снижения внутреннего потребления. При этом падение экспорта в Россию (за январь-март 2014 составил 24,4%), было компенсировано за счет роста экспорта во все страны — крупнейших потребителей украинской продукции в ЕС. Экспорт в Португалию вырос на 67,8%, Великобритании — на 25,5%.Спрос крупнейшего покупателя — Польши вырос на 19,7%

    В нынешние непростые для мировой экономики время это несет ряд вполне ощутимых преимуществ, как для рядовых граждан, так и для украинского бизнеса.

    Для потребителей свободная торговля с ЕС будет означать:

    • снижение цен благодаря доступу к более широкому рынку продукции и, соответственно, большей конкуренции производителей и продавцов;
    • безопасную продукцию на внутреннем рынке, что станет результатом предусмотренных СА качественных изменений украинского законодательства и регуляторных норм;
    • создание новых рабочих мест благодаря улучшению инвестиционного климата в Украине в результате создания благоприятной регуляторной среды, отвечающей нормам и правилам ЕС;
    • повышение уровня социальной защищенности, поскольку текст соглашения содержит положения относительно безопасности и стандартов труда, социального обеспечения, экологических требований и т. д.

    Преимущества для украинского бизнеса:

    • беспошлинный доступ к крупнейшему в мире рынку для большинства украинских продуктов, что создает большие возможности для экспорта;
    • улучшение доступа на рынке третьих стран через гармонизацию украинского законодательства с законодательством ЕС и, соответственно, переход на признанные в мире стандарты;
    • лучшую законодательную защищенность прав интеллектуальной собственности и применение новых норм на практике, что принесет высокие доходы для изобретателей и деятелей искусства;
    • лучший внутренний инвестиционный и бизнес климат.

    В в любом случае главным аспектом Ассоциации становится либерализация торговли с ЕС и создание ЗСТ.

    В первую очередь это означает отмену огромного количества пошлин с обеих сторон. Украина и ЕС отменят импортные пошлины на 97% и 96,3% тарифных линий соответственно.

    Наибольшую выгоду от этого получит украинское сельское хозяйство. Список тарифных квот ЕС насчитывает 36 позиций, большинство из которых касается сельского хозяйства. В результате отмены со стороны ЕС пошлин на 83,1% тарифных линий экономия для экспортеров составит 330 млн евро для сельхоз продукции и 53 млн евро для переработанной сельхоз продукции.

    Украина со своей стороны отменяет пошлины на 35,2% тарифных линий по сельскому хозяйству. По другим товарам, по 52% тарифных линий Украина вводит переходные периоды от 1 до 7 лет, на 9,8% — частичную либерализацию, а на 3,0% — беспошлинные тарифные квоты.

    При этом, предполагается переходной период сроком на 10 лет, в течении которого Украина будет постепенно отменять пошлины. ЕС же отменит почти все пошлины сразу, установив у себя переходной период на 2% тарифных линий, а по 14,9% продуктов предложен доступ в рамках беспошлинных тарифных квот. В частности, мы получим их по зерновым, мясу свинины, говядины и птицы и другим продуктам.

    В целом, на отмене пошлин украинские экспортеры сэкономят, по подсчетам Представительства ЕС в Украине, до 487 млн евро, экспортеры из ЕС — 391 млн евро. В соглашении присутствует перечень продукции, на которую распространяются квоты на беспошлинную поставку продукцию, но квотами никак не ограничивается объем поставок украинской продукции, просто все, что пройдет сверх квот облагается пошлинами.

    В частности, квоты для молока составят 10 тыс. тонн продукции в год, для говядины — 12 тыс., свинины — 20 тыс. тонн, мяса птицы — 20 тыс. тонн, пшеницы — 1 млн тонн, и так далее. Основными потребителями украинской продукции станут, скорее всего, те страны, которые и сейчас закупают большую часть украинского экспорта в ЕС. Это Польша (15,33%), Италия (14,68%), Венгрия (8,7%), Германия (8,18%) и Нидерланды (7,72%).

    Само по себе Соглашение может создать нам лишь часть необходимых условий для наращивания экспорта в ЕС. Основная же ответственность ложится на плечи отечественных производителей, которым предстоит подстраиваться под европейские стандарты, чтобы быть привлекательными в странах ЕС и не проиграть в конкурентной борьбе на внутреннем рынке, когда сюда зайдут европейские производители.

    << Предыдущая Запись Следующая Запись >>



    


     

    «Откат» - издание, специализирующееся на политической и антикоррупционной тематике. Широкая база источников позволяет сообщать нашим читателям эксклюзивные сведения из сферы одесской политики, бизнеса и криминала. Наши журналисты систематизируют коррупционные схемы и объясняют, как они отражаются на жизни горожан. Мы не сообщаем новости, мы объясняем, что они значат.

    Чиновник требует у вас взятку? Узнали о коррупционной схеме? Сообщайте нам – разоблачим коррупционеров вместе.

    92 / 0,273 / 47.44mb