Новости Одессы


    Одесский припортовый завод развалил в суде дело АМКУ

    Январь 9, 2018 12:45

    Киевский апелляционный хозяйственный суд признал недействительным и отменил часть прошлогоднего решения АМКУ, которым ОАО «Одесский припортовый завод» было признано 100% монополистом на общегосударственном рынке услуг по приему, охлаждению, хранению и отгрузке аммиака на морские суда.

    Об этом сообщают «Наши гроши» со ссылкой на постановление суда от 19 декабря.

    В феврале 2017 Антимонопольный комитет рассмотрел дело по заявлению ООО «Укрхимтрансаммиак» о злоупотреблениях ОАО «Одесский припортовый завод» в связи с монопольным положением на рынке перегрузки аммиака с начала 2014 по октябрь 2016 года.

    Речь шла о серийном повышении стоимости услуг по приему, охлаждению, хранению и отгрузке на морские суда аммиака для «Укрхимтрансаммиака» — с 79,90 грн за тонну (здесь и далее без НДС) в декабре 2013 года по 370,23 грн / т в конце июня 2015 года.

    Напомним, что «Укрхимтрансаммиак» и «ОПЗ» в своей деятельности взаимосвязаны. Как установили в АМКУ, в течение десяти месяцев 2016 года доля услуг по приему-отгрузке на морские суда аммиака, поступающего магистральным аммиакопроводом от «Укрхимтрансаммиака», в общем объеме данных услуг «ОПЗ» составляла 98%.

    На «ОПЗ» сначала обосновали рост цен повышением стоимости энергоносителей (при ставке 145,45 грн / т), позже — уровнем цен, сложившимся в аммиачных терминалах Европы — $ 18 (при ставке 277,40 грн / т, которую стороны скорректировали до 236,70 грн / т). При этом из материалов дела известно, что, например, на территории стран Балтии комплексная ставка включает в себя перевозку аммиака железнодорожным транспортом по территории стран Балтии, хранение аммиака на складе и его перегрузки на судно на терминале.

    31 марта 2015 года срок действия договора между «ОПЗ» и «Укрхимтрансаммиаком» по предоставлению услуг закончился. В письме с предложением о продлении его действия «ОПЗ» прописал повышение цены услуг с конца июня 2015 года — 370,23 грн / т аммиака (на тот момент эквивалент $ 18).

    В связи с тем, что «ОПЗ» снизил тариф до $ 12,6 и убедил комитет в том, что снижение стоимости услуг по стороны «ОПЗ» происходит за счет снижения рентабельности — АМКУ решил, что избежание убыточности не может квалифицироваться как нарушение предприятием законодательства о защите экономической конкуренции.

    Производство по делу было закрыто, при этом, в его пределах комитет признал «ОПЗ» монополистом на рынке услуг по перезагрузке аммиака на морские суда с долей 100% (в течение анализируемого периода — с начала 2014 по конец октября 2016 года).

    Эту часть решения «ОПЗ» не смог отменить в суде первой инстанции, который признал рассмотрение дела антимонопольным ведомством всесторонним и полным, однако, это удалось сделать в апелляции.

    В своем решении коллегия судей Киевского апелляционного хозсуда отметила, что определяя товарные границы рынка, АМКУ неправомерно сузило их до перезагрузки аммиака на морские суда, исключив возможность его доставки к потребителю трубопроводным, автомобильным и железнодорожным транспортом. Кроме этого, суд сослался на письмо Союза Химиков Украины, в котором указано, что автомобильные и железнодорожные перевозки полностью конкурентоспособны с морским транспортом после перезагрузки на них аммиака.

    Кроме того суд признал, что так же ошибочно были установлены территориальные границы рынка. АМКУ установил, что ими являются территория Украины. По мнению суда, услуги по перегрузке аммиака — трансграничные. Поскольку они имеют международный характер, то это расширяет круг субъектов хозяйствования в соответствии с их территориальной принадлежностью.

    При этом, по мнению экспертов издания, суд не учел, что услуги перевалки можно получить только в том месте, где аммиак можно физически откачать из трубопровода и перегрузить — а это можно сделать только на ОПЗ. Также признавая взаимозаменяемыми трубопроводные и автомобильные поставки аммиака, суд позволяет не считать монополистом, например, «Укрзализныцю», потому что возить грузы можно и автомобилями, и телегами на лошадях.

    Напомним, НАБУ расследует уголовное производство по факту нанесения государству 205 миллионов 180 тыс грн убытков из-за закупки природного газа для нужд «ОПЗ» по завышенным ценам в период с мая по декабрь 2015 года. В рамках этого дела летом 2016 года задерживался первый заместитель председателя правления «ОПЗ» Николай Щуриков, которого в январе 2017 суд признал потерпевшим по делу.

     

    << Предыдущая Запись Следующая Запись >>



    


     

    «Откат» - издание, специализирующееся на политической и антикоррупционной тематике. Широкая база источников позволяет сообщать нашим читателям эксклюзивные сведения из сферы одесской политики, бизнеса и криминала. Наши журналисты систематизируют коррупционные схемы и объясняют, как они отражаются на жизни горожан. Мы не сообщаем новости, мы объясняем, что они значат.

    Чиновник требует у вас взятку? Узнали о коррупционной схеме? Сообщайте нам – разоблачим коррупционеров вместе.

    109 / 0,474 / 58.81mb